М Е Д И А Т О Р

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ СПОРОВ - ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ - ПРИМИРЕНИЕ СТОРОН

_______________________________________________________________

На этом сайте

Осуществляется

Альтернативное

Решение Споров

Так называемая «коллекторская деятельность» в России

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Так называемая «коллекторская деятельность» в России  rospotrebnadzor.ru 

Еще раз к вопросу о незаконности «коллекторской деятельности»

08 августа 2011 г.

Роспотребнадзором давно отмечено, что нарушения на потребительском рынке очень похожи на распространение инфекционных заболеваний: если очаг своевременно не ликвидировать, то он грозит перерасти в эпидемию и даже в пандемию.

Начиная с 2006 года, Роспотребнадзор на регулярно поступающие жалобы граждан в отношении «коллекторов» разъясняет, что Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера только по вопросам защиты прав потребителей, в то время как «сборщики долгов» априори не могут быть идентифицированы в качестве субъектов законодательства о защите прав потребителей и участников потребительских правоотношений, в связи с чем Роспотребнадзор информирует заявителей, что правовую оценку действиям «коллекторов» могут дать соответствующие правоохранительные органы, прежде всего – прокуратура.

Еще в 2007 году Роспотребнадзор сообщил Генеральной прокуратуре Российской Федерации о вопиющем случае в Челябинской области: заемщикам известного банка рассылались извещения об уступке прав требования по кредитному договору в конвертах с рисунком черепа. Прокуратура факты проверила, подтвердила и ответила Роспотребнадзору о принятии мер прокурорского реагирования.

Однако, несмотря на увольнение сотрудника «коллектора», непосредственно печатавшего черепа на конвертах, и на ликвидацию «отличившегося» представительства «агентства по сбору долгов» в г. Челябинске, само «коллекторское агентство» продолжает существовать (г. Москва).

Более того, 13 апреля 2010 года жительница Челябинской области обнаружила поврежденные провода дверного звонка и телевизионного кабеля, а на самой двери была наклеена записка «оскорбительного содержания» (со слов пострадавшей), в которой снова звучали все тот же банк и все то же «агентство по сбору долгов». В сентябре того же года указанное «коллекторское агентство» проинформировало женщину, что ей грозят «статьи УК», а для того, чтобы обещание, так сказать, соответствовало, «коллекторы» пообещали женщине разбить окна квартиры и избить ее ребенка по пути из школы (цитируется по обращению пострадавшей в Роспотребнадзор).

В 2008 году не менее известный сотовый оператор заключил соглашение ни много, ни мало, как с «Агентством по надзору за соблюдением законодательства в сфере погашения кредиторской задолженности «Русдолгнадзор», у которого даже существовали «управления» в субъектах Российской Федерации.

И снова в обоих обозначенных случаях Роспотребнадзор обратился за помощью в органы прокуратуры. В результате наименование организации, ассоциирующееся с органом государственной власти, больше не значится в Едином государственном реестре юридических лиц.

Однако оба «коллектора» продолжают существовать как юридические лица и грозить обывателям из другого места и под измененным наименованием (отмечена смена адреса регистрации и наименования организаций).

Об особо «творческих» подходах «коллекторов» к запугиванию населения Роспотребнадзор регулярно сообщает через специальный раздел на своем сайте (баннер красного цвета на главной странице с надписью «Коллекторская деятельность»). Публикация таких сообщений в сети Интернет обычно дает достаточно оснований для принятия соответствующие мер прокурорского реагирования, при этом Роспотребнадзор в рамках установленной компетенции всегда готов к взаимодействию с органами  прокуратуры в целях защиты граждан от угроз расправы и от вмешательства в личную жизнь со стороны «сборщиков долгов».

И такое сотрудничество успешно осуществляется.

Так, в 2008 году в связи с обращением Прокуратуры г. Магадана в отношении ОАО АКБ «РОСБАНК» Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области проведена соответствующая проверка, по результатам которой банку выдано предписание о прекращении нарушений прав потребителей.

Банк оспорил предписание в суде (дело № А37-686/2008-3) и проиграл дело, так как арбитражными судами первой, апелляционной и кассационной инстанций была подтверждена незаконность включения в кредитные договоры условий о взимании комиссий за открытие и ведение ссудного счета и об установлении договорной подсудности разрешения споров.

В 2010 году спор между ОАО АКБ «РОСБАНК» и Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области возобновился в связи с жалобой потребителя, в результате чего названному банку Управлением Роспотребнадзора по Магаданской области указано на недопустимость передачи информации о долгах гражданина-потребителя субъекту, не имеющему банковской лицензии и уже по этой причине изначально не имеющему возможности находиться с потребителями в кредитных правоотношениях (условие, следующее из императивных положений пункта 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации). В очередной раз банку было предписано устранить выявленные нарушения прав потребителей.

ОАО АКБ «РОСБАНК» снова обратился в суд и снова проиграл (дело № А37-944/2010), но на этот раз дело дошло до Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

14 июля 2011 года  Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев в судебном заседании заявление ОАО АКБ «РОСБАНК»  о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.03.2011 по делу № А37-944/2010 Арбитражного суда Магаданской области, определила  - в передаче дела № А37-944/2010 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отказать.

Данным определением ВАС РФ подтверждаются выводы суда кассационной инстанции (и, соответственно, Роспотребнадзора) о том, что «положения статьи 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности», статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно которым право заемщика на сохранение информации о его банковском счете, операций по этому счету, а также сведений, касающихся непосредственно самого заемщика, являются тайной и разглашение этих сведений третьим лицам, не указанным в законе, нарушает его права».

Что же касается событий, связанных с очевидным отсутствием у «коллекторов» банковской лицензии как документа, подтверждающего специальное право кредитной организации находиться с гражданами в правоотношениях на основании заключенных договоров об оказании отдельных видов финансовых услуг (прежде всего это касается договоров банковского вклада и кредитных договоров), то соответствующая оценка им дана в судебных актах по делу № А56-60582/2009, в котором ОАО «Восточный экспресс банк» пытался оспорить назначение постановлением Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области от 28.08.2009 соответствующего административного наказания в виде административного штрафа (квалификация по части 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, далее – КоАП РФ).

В решении от 20.01.2010 по делу № А56-60582/2009 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области прямо указал, что «требование лицензирования, а равно наличие банка (кредитной организации) на стороне кредитора в кредитном договоре распространяется как на сам кредитный договор, так и на все действия, выступающие объектами обязательств по предоставлению кредита и его возврату.

Данное утверждение, в свою очередь, позволяет сделать вывод, что уступка права требования возврата кредита и уплаты процентов субъектам небанковской сферы противоречит специальному банковскому законодательству, требующему лицензировать банковские операции.

Подобное условие противоречит пункту 1 статьи 388 ГК РФ, согласно которому уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору.

Таким образом, суд, руководствуясь требованиями статей 382, 819 ГК РФ, считает, что включенное в заявление условия о возможности уступки банком права требования возврата кредита третьим лицам может привести к тому, что право требования к гражданину-заемщику будет передано третьим лицам, не являющимся кредитными организациями.

На основании вышеизложенного, суд считает правильным вывод Управления о наличии в действиях Банка состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ».

Правомерность данного вывода подтверждена Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.04.2010, которым процитированное решение суда первой инстанции по делу № А56-60582/2009 признано законным. При этом суд кассационной инстанции счел необходимым особо указать на то обстоятельство, что «по смыслу статьи 819 ГК РФ денежные средства в кредит может предоставить только банк или иная кредитная организация (имеющая соответствующую лицензию), следовательно, право требования может быть передано лишь субъектам банковской сферы».

В мае 2011 года уже прокуратура Приморского района города Санкт-Петербурга провела проверку законности заключения ЗАО Банк «Советский» кредитного договора, в котором, среди прочего, содержалась так называемая «коллекторская оговорка» («право» банка на «передачу долга» потребителя «коллекторам»).

В результате взаимодействия с Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу банк-нарушитель был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа соответствующим постановлением названного территориального органа Роспотребнадзора от 19.05.2011 (квалификация по части 2 статьи 14.8 КоАП РФ).

Однако, как указано в решении Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.07.2011 по делу № А56-36105/2011, «не согласившись с данным постановлением, Банк обратился в арбитражный суд».

Суд по поводу этого несогласия высказался вполне определенно:

«Как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 23.02.1999 № 4-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона от 3 февраля 1996 года «О банках и банковской деятельности», гражданин является экономически слабой стороной и нуждается в особой защите своих прав, что влечет необходимость ограничить свободу договора для другой стороны, т.е. для банков.

Пунктом 1 статьи 819 ГК РФ установлена специальная правосубъектность кредитора.

Денежные средства в кредит может предоставить только банк или иная кредитная организация (имеющая соответствующую лицензию).

При совершении сделки по уступке права требования права и обязанности кредитора в полном объеме переходят новому кредитору. В силу вышеизложенного императивного требования к правосубъектности кредитора по кредитному договору круг третьих лиц, которым возможна уступка права требования, является ограниченным.

Требование лицензирования, а равно наличие банка (кредитной организации) на стороне кредитора в кредитном договоре распространяется как на сам кредитный договор, так и на все действия, выступающие объектами обязательств по предоставлению кредита и его возврату.

Данное утверждение, в свою очередь, позволяет сделать вывод, что уступка права требования субъектам небанковской сферы противоречит специальному банковскому законодательству, требующему лицензировать банковские операции.

Подобное условие противоречит пункту 1 статьи 388 ГК РФ, согласно которому уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит закону, иным правовым актам или договору.

Таким образом, суд, руководствуясь статьями 382, 819 ГК РФ, считает, что включенное в заявление условие о возможности уступки банком права требования возврата кредита третьим лицам может привести к тому, что право требования к гражданину-заемщику будет передано третьим лицам, не являющимся кредитными организациями. Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС СЗО от 28.04.2010 по делу № А56-60582/2009».

Таким образом, если с одной стороны Роспотребнадзор не может прямо наказать «коллекторов» за угрозы и другие незаконные действия, допускаемые ими в отношении гражданского населения Российской Федерации, поскольку деятельность «коллекторов» изначально лежит вне правового поля и легальных потребительских правоотношений, то с другой - используя все имеющиеся у него административные полномочия, Роспотребнадзор применяет соответствующие меры в отношении хозяйствующих субъектов, прибегающих к сомнительным «услугам» «коллекторов».

При этом  Роспотребнадзор последовательно осуществляет системную работу в данном направлении.

В частности, в связи с интересом, объективно проявляемым Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации к теме взаимоотношений между гражданами-потребителями и «коллекторами», по результатам участия представителей Роспотребнадзора 19 мая 2011 года в обсуждении на Президиуме ВАС РФ подготовленного Управлением частного права ВАС РФ проекта Обзора судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров, в адрес ВАС РФ в июне 2011 года было направлено соответствующее письмо, в котором  Роспотребнадзор подробно изложил свою правовую позицию, в том числе по рассматриваемому вопросу.

Кроме того,  Роспотребнадзор направил в Минэкономразвития России письмо с подробным правовым анализом содержания размещенных на сайте названного министерства проектов федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» и федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности», цель которого  - не допустить их дальнейшего движения в представленном виде.

Очевидно предположить, что такие шаги со стороны Роспотребнадзора по отстаиванию интересов граждан как потребителей не могут не вызывать ответную реакцию со стороны «коллекторского сообщества», заинтересованного в признании его существования не только в форме хроники несчастных происшествий.

Как известно, ООО «Центр развития коллекторства» в ответ на объективные сообщения Роспотребнадзора о методах «коллекторов», не слишком различимых с уголовно наказуемыми деяниями (что подтверждается продолжающими поступать в Роспотребнадзор жалобами граждан), решил обратиться в суд не иначе как за защитой своей «репутации», при этом оценив такую «репутацию» не более, чем в 1 рубль (следуя логике, что возмещение должно быть адекватным).

При этом, на фоне уже сделанных арбитражными судами выводов в отношении «коллекторов»,  истец не нашел ничего лучшего, чем цинично сослаться на Конвенцию о защите прав человека и основных свобод человека и решения Европейского суда по правам человека.

Роспотребнадзор будет информировать о ходе данного процесса и принятых по итогам судебного разбирательства решениях, объективно полагая, что предстоящий судебный вердикт станет еще одним свидетельством торжества законности и справедливости.

Роспотребнадзор высказал свою позицию в отношении попытки узаконить «коллекторскую деятельность»

03 августа 2011 г.

В июне 2011 г. Министерство экономического развития Российской Федерации разместило на своем официальном сайте для публичного обсуждения проекты федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» и федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» (далее  также – Проекты).

В связи с поступающими в Роспотребнадзор вопросами от граждан и организаций о позиции в отношении указанных Проектов единственного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный надзор в области защиты прав потребителей, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направила в Минэкономразвития России соответствующее письмо с подробным правовым анализом содержания обозначенных документов.

Прежде всего, отмечена попытка подвести отдельные и весьма частные явления на рынке под общее правовое регулирование гражданских правоотношений, то есть попытка придать некий легальный статус «коллекторской деятельности», практикуемой в настоящее время вне правового поля и исключительно на узких сегментах потребительского рынка (исходя из анализа поступающих в Роспотребнадзор жалоб граждан, «услугами коллекторов» пользуются в основном субъекты банковской деятельности, операторы связи и продавцы, специализирующиеся на дистанционных способах продажи товара, в частности, посредством почтовых отправлений).

Роспотребнадзор неоднократно заявлял о недопустимости «продаж» «коллекторам», априори не являющимся субъектами законодательства о защите прав потребителей, информации о сделках с гражданами-потребителями, часто связанной не с реальными, а с мнимыми долгами (в «коллекторской» практике под долгом чаще всего понимается субъективное мнение коммерсанта о том, сколько он хочет получить денежных средств с потребителя).

В этой связи  Роспотребнадзор особо отметил то обстоятельство, что проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» предлагается свести всю ответственность «коллекторов» только к взысканию убытков, факт причинения которых пострадавшему от действий «коллектора» лицу придется предварительно доказывать в суде, хотя такие убытки «коллектор» причиняет пострадавшему как раз вне какого-либо судебного разбирательства, лишь «на основании» заявления кредитора о якобы имеющем место долге (подобная возможность предусматривается Проектами).

При этом, если даже удастся доказать факт несоблюдения «коллектором» требований закона, хотя  положениями Проектов такая возможность изначально минимизирована, нарушителю грозит лишь мизерный штраф по сравнению с теми суммами, которые будут взыскиваться «коллекторами» посредством применения внесудебных и не всегда прозрачных способов (в контексте возможностей сомнительного характера, вытекающих из отдельных положений рассматриваемых документов).

Это только некоторые замечания, указанные в письме Роспотребнадзора, на фоне поставленного вопроса о несоответствии в целом Проектов базовым принципам и положениям гражданского законодательства.

Так, Проекты содержат множественные отсылки общего характера к Гражданскому кодексу Российской Федерации, очевидно подразумевая, что там есть нормы, под действие которых подпадает так называемая «коллекторская деятельность».

Но в Гражданском кодексе Российской Федерации нет ни специальных, ни общих норм для «коллекторов», как нет «комиссий», «представителей представителя», «взыскателей» и многих других аспектов, которые рассматриваются авторами Проектов как существующие и действующие.

Более того, Проекты фактически предлагают отнести к «взыскателям» любую сторону в гражданско-правовом договоре со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями для «взыскателя» с точки зрения необходимости регистрации коммерческой деятельности, ведения хозяйственного учета, налогообложения и т.д. (Проекты рассматривают действия по «взысканию» как самостоятельную экономическую деятельность граждан и организаций, а не как этап исполнения соответствующего договора).

Роспотребнадзор не может согласиться с подобной позицией, в связи с чем в письме рассмотрены возможности по гармонизации содержания Проектов действующим нормам законодательства Российской Федерации (с приведением сравнительного анализа конкретных положений Проекта и статей Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, вывод, к которому пришел Роспотребнадзор в результате проведенного анализа, прежний: привлечение «коллекторов» лишает граждан государственной защиты, поскольку между «коллектором» и потребителем нет и не может быть потребительских правоотношений, следовательно, при общении с «коллекторами» гражданин не может воспользоваться защитными преференциями, установленными для потребителей нормами Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В этой связи Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проинформировала Министерство экономического развития Российской Федерации, что не поддерживает опубликованные проекты федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» и федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности».

ПРЕСС-РЕЛИЗ. Роспотребнадзор о коллекторской деятельности

27 мая 2011 г.

В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека продолжают поступать обращения граждан, на собственном примере познавших исповедуемые коллекторскими агентствами методы работы, основу которых определяют в первую очередь различные формы унижения человеческого достоинства, угрозы и запугивание.

При этом характер поступающих в Роспотребнадзор материалов очевидно свидетельствует о том, что арсенал коллекторских приемов обработки «проблемных должников» постоянно расширяется.

Если раньше основной формой работы коллекторов были банальные телефонные звонки с «напоминанием о долге», с завидной частотой поступающие непосредственно самим заемщикам, при том, что многие из них имели объективные причины не считать себя должниками в принципе, то теперь «в порядке вещей» стала телефонная атака коллекторов на родственников (желательно – престарелых), соседей и сослуживцев.  

Угрозы произвести опись имущества, лишить родительских прав, привлечь к уголовной ответственности также давно уже стали обычными атрибутами не только устных увещеваний, но и всякого рода письменных «предупреждений», «уведомлений» и т.д.

По прежнему «модным» направлением совместной деятельности банков и  коллекторских агентств остается практика передачи последним права требования «долгов», вдруг неожиданно возникших у граждан спустя несколько лет после того, как они имели все основания полагать, что их кредитные обязательства по расчетам с банком были полностью и своевременно исполнены. Справедливое негодование на этот счет гражданина и его предложение к банку разрешить спор в суде соответствующего понимания, как правило, не находит.

Объясняется это тем, что основную часть инкриминируемой «должнику» суммы в первую очередь составляют различные комиссии и/или  штрафные санкции, сам факт законности которых пришлось бы подтверждать в суде, не говоря уже о том, что в силу положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации у суда имелись бы все основания даже подлежащую уплате неустойку уменьшить, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств.     

Все это указывает на то, что коллекторская деятельность нуждается не только и не столько в ее регламентации соответствующими нормами гражданского права, сколько в более пристальном внимании со стороны правоохранительных органов в части своевременного пресечения явных фактов противоправных действий.

«Коллекторская» деятельность: суровая реальность

12 апреля 2011 г.

В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поступило письмо А.В. Морозова, президента «Национальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств», в котором в весьма свободной манере, свойственной скорее разговорному, нежели официально-деловому стилю общения, Руководителю Роспотребнадзора Г.Г. Онищенко предлагается "выкроить время для прояснения позиций по вопросу, вызвавшему резонанс в обществе".

Если оставить за скобками использование достаточно очевидных психолингвистических уловок, панибратского тона и нарушения элементарных норм деловой этики в поступившем обращении, озабоченность Роспотребнадзора вызывает тот факт, что президент названной организации «главным образом переживает за то, что недобросовестные неплательщики не почувствовали, что есть лазейка для уклонения от неотвратимого выполнения взятых на себя обязательств», совершенно не заботясь о незаконности уступки права требования по кредитному договору, а также о том, что, в конечном итоге, при наличии спора о праве правомерность действий каждой из сторон кредитного договора может установить только суд.

В противном случае, нарушается важнейший принцип добросовестности гражданских правоотношений, установленный статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Тем самым «коллекторские» организации вольно или невольно сами выводят себя из сферы деятельности гражданского законодательства, которое основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности и тайны частной жизни.

В ряде случаев коллекторы прибегают к прямо не предусмотренным законодательством процессуальным действиям, свойственным скорее государственным органам в ходе реализации публичных функций, таких, как например, «осмотр помещения должника» (ЗАО «Кредит Европабанк» (президент Айдыноглу Бехчет Халук) – ООО «Кредит Коллекшн» (генеральный директор Гжегож Копаниаж).

Поступающие в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращения свидетельствуют о вопиющих фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, установленных не только гражданским законодательством, но и Конституцией Российской Федерации, которые допускают «коллекторские» структуры.

И речь не идет о каких-то «мифических» организациях. Так, например, вице-президентом «Национальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств» является Елена Докучаева, и она же - генеральный директор «Секвойя Кредит Консолидейшн». Методами работы этой организации являются угрозы о непосредственной конфискации недвижимого имущества и угрозы родственникам.

Из содержания поступивших обращений, очевидно, следует, что для «коллекторов» не важно, в каком положении находится предполагаемый должник. Например, банком «Ренессанс Капитал» (ООО) (председатель правления Алексей Левченко) через «коллекторские» структуры предпринимаются попытки взыскать 400 000 рублей с безработной матери больной нейросенсорной тугоухостью IV степени девочки. При том, что полученная по кредитному договору сумма составляла всего 100 000 рублей, женщине под угрозой лишения родительских прав предлагается продать квартиру для погашения долга.

Очевидное нежелание обращаться в судебные органы вызывает разумные подозрения в том, что подобные действия направлены на намеренное затягивание правового решения возникшего спора по кредитному договору с целью увеличения штрафных санкций должника. Более того, в ряде случаев, «коллекторские» агентства прямо требуют погашения необоснованных дополнительных затрат в сумме, многократно превышающей сумму долга (банк «Ренессанс Капитал» (ООО) – коллекторское агентство «Спас»).

При этом, «коллекторы» позиционируют свою деятельность как предпринимательскую,  следовательно, направленную на извлечение прибыли, и места для социальной ответственности и человеческого сострадания в ней, зачастую, не находится.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека продолжает предпринимать все меры для обеспечения прав граждан Российской Федерации в рассматриваемой области, в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации.

Далее приводится ряд обращений, поступивших в Роспотребнадзор. Орфография и пунктуация авторов сохранены. В целях обеспечения безопасности и неприкосновенности частной жизни заявителей из текстов убрана персональная информация. 

Защита прав потребителей от неправовой «коллекторской» деятельности

11 апреля 2011 г.

Не смотря на то, что  Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и  благополучия человека неоднократно привлекала внимание к той нездоровой ситуации, … Продолжение »

Альтернативное разрешение споров (АРС) является буквальным переводом термина «alternative dispute resolution» (ADR) с английского языка. Первоначальная «расшифровка» аббревиатуры ADR теперь уже не всегда подразумевает именно «альтернативное» разрешение споров. .

Основы медиации

В медиации конфликт (лат. conflictus - столкновение) воспринимается как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, часть бытия и форма отношений между субъектами, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями, нормами и потребностями.

Применение медиации

В системе гражданско-правовых отношений медиация охватывает практически все сферы повседневного взаимодействия граждан и юридических лиц. Система гражданско-правовых отношений - основные принципы гражданского права, характеризующие систему этих отношений.

Функции медиации

Медиация регулирует конфликт интересов, не разрешимый в рамках принятых процедур и правил. Неэффективность техник официального урегулирования конфликта переводит взаимодействие сторон из публичной сферы в частную, придает этому взаимодействию неформальный характер.

Доктрина медиации

.

Настоящий федеральный закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица  -  медиатора (процедуры медиации).

Закон РФ от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ

Медиация означает любой процесс вне зависимости от его обозначения, в котором две или более стороны спора прибегают к помощи третьей стороны с целью достижения соглашения о разрешении их спора, и вне зависимости от того, был ли этот процесс инициирован сторонами… Данная директива не наносит ущерб национальному законодательству.

Директива 2008/52/ ЕС от 21 мая 2008 г.

Для целей настоящего Закона "согласительная процедура" означает процедуру, которая может именоваться согласительной, посреднической или обозначаться термином аналогичного смысла и в рамках которой стороны просят третье лицо или лиц ("посредника") оказать им помощь ..

Типовой Закон ЮНСИТРАЛ

Для целей данного кодекса медиация определяется как любой процесс, при котором две и более стороны соглашаются на привлечение третьей стороны (далее "медиатора") для оказания им помощи при разрешении их спора путём достижения согласия без судебного решения.

Европейский Кодекс Медиаторов

.

Rambler's Top100

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией...

Всеобщая декларация прав человека

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека…

Конституция Российской Федерации

В России АРС в качестве отдельного понятия возникло в середине 1990-ых г.г. в связи с началом активной деятельности международных и иностранных организаций, прежде всего некоммерческих. АРС в качестве отдельного направления было включено в проект «Правовая реформа».

Программа ЕС для России

Институты примирительных процедур и мирового соглашения начали формироваться в России с конца XIV века. Впервые в российском законодательстве об урегулировании споров путем мирового соглашения упомянуто в Новгородской берестяной грамоте (1281-1313 годы).

История медиации в России

.

Бесплатный хостинг uCoz